«К КАРТИНЕ Н. Н. ГЕ (“ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ”)». 1886
В издательстве «Посредник» проект издания народного журнала заменил проект издания по дешевым ценам воспроизведений картин художников с текстами пояснений.
Близкий друг Толстого, знаменитый художник Н. Н. Ге, нравственное содержание искусства которого писатель ставил очень высоко, писал картины для народа на евангельские темы. Толстой решил издать в «Посреднике» «самую замечательную» его картину «Тайная вечеря» со своим текстом. Он считал, что «произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге». «Мне кажется, что это была бы богоугодная картина. Что вы скажете и что скажет цензура?» – спрашивал он у В. Г. Черткова. И он тщательно обдумывал каждое слово четырех страниц текста-описания картины Ге. Стремясь поскорее издать картину, Толстой решает: «Если приготовленный для нее текст цензура не будет пропускать, то пусть выходит картина с одними стихами Евангелия, лишь бы скорее вышла» (Т. 85, с. 319). Но духовной цензурой не был пропущен ни текст Толстого, ни картина Ге.
Впервые текст Толстого напечатан в 1904 г. в Англии В. Г. Чертковым в «Полном собрании сочинений Л. Н. Толстого, запрещенных в России». Воспроизведение картины вместе с текстом Толстого – в журнале «Единение» (1916, № 2).
ПСС, т. 25.
Через год «Книжки Недели» (1887, VI) опубликовали письмо Толстого к Н. Н. Ге (отцу), написанное им 14 мая 1887 г.
«...Все художники настоящие только потому художники, что им есть что писать, что они умеют писать и что у них есть способность писать и в одно и то же время читать или смотреть и самым строгим судом судить себя. Вот этой способности, я боюсь, у вас слишком много и она мешает вам делать для людей то, что им нужно. Я говорю про евангельские картины. Кроме вас никто не знает того содержания этих картин, которые у вас в сердце, кроме вас никто не может их так искренно выразить и никто не может их так написать. Пускай некоторые из них будут ниже того уровня, на котором стоят лучшие. Пускай они будут не доделаны, но самые низкие по уровню будут все-таки большое и важное приобретение в настоящем искусстве и в настоящем единственном деле жизни. – Мне особенно живо все это представилось, когда я получил прекрасный оттиск «Тайной вечери». Знаю я, что нельзя советовать и указывать художнику, что ему делать. Там идет своя внутренняя работа, но мне ужасно жалко подумать, что начатое дело чудесное не осуществится».
ПСС, т. 64.
Близкий друг Толстого, знаменитый художник Н. Н. Ге, нравственное содержание искусства которого писатель ставил очень высоко, писал картины для народа на евангельские темы. Толстой решил издать в «Посреднике» «самую замечательную» его картину «Тайная вечеря» со своим текстом. Он считал, что «произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге». «Мне кажется, что это была бы богоугодная картина. Что вы скажете и что скажет цензура?» – спрашивал он у В. Г. Черткова. И он тщательно обдумывал каждое слово четырех страниц текста-описания картины Ге. Стремясь поскорее издать картину, Толстой решает: «Если приготовленный для нее текст цензура не будет пропускать, то пусть выходит картина с одними стихами Евангелия, лишь бы скорее вышла» (Т. 85, с. 319). Но духовной цензурой не был пропущен ни текст Толстого, ни картина Ге.
Впервые текст Толстого напечатан в 1904 г. в Англии В. Г. Чертковым в «Полном собрании сочинений Л. Н. Толстого, запрещенных в России». Воспроизведение картины вместе с текстом Толстого – в журнале «Единение» (1916, № 2).
ПСС, т. 25.
Через год «Книжки Недели» (1887, VI) опубликовали письмо Толстого к Н. Н. Ге (отцу), написанное им 14 мая 1887 г.
«...Все художники настоящие только потому художники, что им есть что писать, что они умеют писать и что у них есть способность писать и в одно и то же время читать или смотреть и самым строгим судом судить себя. Вот этой способности, я боюсь, у вас слишком много и она мешает вам делать для людей то, что им нужно. Я говорю про евангельские картины. Кроме вас никто не знает того содержания этих картин, которые у вас в сердце, кроме вас никто не может их так искренно выразить и никто не может их так написать. Пускай некоторые из них будут ниже того уровня, на котором стоят лучшие. Пускай они будут не доделаны, но самые низкие по уровню будут все-таки большое и важное приобретение в настоящем искусстве и в настоящем единственном деле жизни. – Мне особенно живо все это представилось, когда я получил прекрасный оттиск «Тайной вечери». Знаю я, что нельзя советовать и указывать художнику, что ему делать. Там идет своя внутренняя работа, но мне ужасно жалко подумать, что начатое дело чудесное не осуществится».
ПСС, т. 64.