«К КАРТИНЕ Н. Н. ГЕ (“ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ”)». 1886

В издательстве «Посредник» проект издания народного журнала заменил проект издания по дешевым ценам воспроизведений картин художников с текстами пояснений.
Близкий друг Толстого, знаменитый художник Н. Н. Ге, нравственное содержание искусства которого писатель ставил очень высоко, писал картины для народа на евангельские темы. Толстой решил издать в «Посреднике» «самую замечательную» его картину «Тайная вечеря» со своим текстом. Он считал, что «произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге». «Мне кажется, что это была бы богоугодная картина. Что вы скажете и что скажет цензура?» – спрашивал он у В. Г. Черткова. И он тщательно обдумывал каждое слово четырех страниц текста-описания картины Ге. Стремясь поскорее издать картину, Толстой решает: «Если приготовленный для нее текст цензура не будет пропускать, то пусть выходит картина с одними стихами Евангелия, лишь бы скорее вышла» (Т. 85, с. 319). Но духовной цензурой не был пропущен ни текст Толстого, ни картина Ге.

Впервые текст Толстого напечатан в 1904 г. в Англии В. Г. Чертковым в «Полном собрании сочинений Л. Н. Толстого, запрещенных в России». Воспроизведение картины вместе с текстом Толстого – в журнале «Единение» (1916, № 2).

ПСС, т. 25.


Через год «Книжки Недели» (1887, VI) опубликовали письмо Толстого к Н. Н. Ге (отцу), написанное им 14 мая 1887 г.

«...Все художники настоящие только потому художники, что им есть что писать, что они умеют писать и что у них есть способность писать и в одно и то же время читать или смотреть и самым строгим судом судить себя. Вот этой способности, я боюсь, у вас слишком много и она мешает вам делать для людей то, что им нужно. Я говорю про евангельские картины. Кроме вас никто не знает того содержания этих картин, которые у вас в сердце, кроме вас никто не может их так искренно выразить и никто не может их так написать. Пускай некоторые из них будут ниже того уровня, на котором стоят лучшие. Пускай они будут не доделаны, но самые низкие по уровню будут все-таки большое и важное приобретение в настоящем искусстве и в настоящем единственном деле жизни. – Мне особенно живо все это представилось, когда я получил прекрасный оттиск «Тайной вечери». Знаю я, что нельзя советовать и указывать художнику, что ему делать. Там идет своя внутренняя работа, но мне ужасно жалко подумать, что начатое дело чудесное не осуществится».

ПСС, т. 64.